Этапы сотрудничества дизайнера интерьеров и заказчика

Заказчику дизайна дома, квартиры, таунхауса необходимо не только понимать, что он хочет получить от дизайнера интерьера, но также и порядок работы дизайнера над помещением. Нельзя разговаривать о световом решении помещения без подготовленного варианта по планировке помещения. Не будет предложений от дизайнера о коллекции плитки в санузлы без проработки сантехнического оборудования.

Существует четкий и недвусмысленный порядок разработки интерьера дома, квартиры, таунхауса, дачи. И только придерживаясь этого установленного порядка мы получим в результате и эргономику и уют и эстетику. Нарушая его мы начинаем подстраивать и изменять главное под второстепенное. Итог обычно неутешителен. Мы теряем  эргономику (в первую очередь),  уют, да и с эстетикой как-то не очень получается.

Ниже приведен этот порядок и его этапы.

1. Знакомство, выявление требований и пожеланий заказчика.


    a) На первой встрече выясняется, собственно, цель обращения к дизайнеру. Какой объект, для каких целей, и т.д. Также очень важны специфические особенности объекта, а также предпочтения будущих жильцов.
     b) Производятся обмеры помещений, привязка коммуникаций, и т.д..
     c) Предварительная оценка стоимости услуг дизайнера, с уточнением требуемых сроков работ.

2. Подготовка дизайнером технического задания и согласование с заказчиком


   a) Дизайнер детально описывает перечень работ, и степень своего участия на различных этапах. Согласовываются сроки этапов работ. На основании этих данных уточняются окончательная стоимость работ и порядок расчетов за выполненные работы.
   b) Как и любая другая работа, сложность этапов работы дизайнера разная. Особенностью работы дизайнера является то, что большая часть работы дизайнера выполняется еще до предъявления видимых результатов работы для заказчика. Именно при начале работы со строительным объектом дизайнер должен проработать очень большую часть работы: проверить возможность реализации тех или иных компоновочных решений, определить цветовую гамму, проработать и обосновать для заказчика невозможность тех или иных вариантов (такое тоже бывает) и т.д. Именно в этой невидимой деятельности, где важен и опыт и художественный вкус, строительное образование и знания рынка отделочных и интерьерных продуктов, - состоит работа дизайнера. Но при этом, видимые для заказчика части работы дизайнера (визуализации, подготовка рабочей документации, авторский надзор, подбор материалов, и т.д.) это в целом исполнительская работа, которая требует преимущественно внимательности, аккуратности. Возникает своеобразная перекошенность - в начале работ дизайнер выполняет самую важную и ответственную часть работ, а чем ближе к окончанию, тем ниже степень участия дизайнера. В то же время, многие люди, обращаются к профессиональному дизайнеру зачастую импульсивно. Без четкого выявления собственно своей потребности в уникальном и сопровождающим именно их вкусы и образ жизни дизайне помещения, невозможно оценить тот объем работ, который выполняет для такого заказчика дизайнер. А работа, которую непонятно как оценивать, обычно не оплачивается. Мне нравится моя работа, я рада, что мне повезло заниматься любимым делом, но деньги еще никто не отменял. Поэтому, я не начинаю работу без аванса. С моей точки зрения, выдача аванса это показатель серьезности намерений потенциального заказчика. После получения аванса, начинается следующий этап.

3. Проработка планировочного решения.

    a) Дизайнер подготавливает варианты планировок (эскизы, чертежи с основными размерами, предполагаемой расстановкой мебели и т.д.) всего пространства. Этих вариантов может быть как несколько, так и всего лишь один.
    b) Обсуждение вариантов решений с заказчиком. Выявление сильных и слабых мест тех или иных решений. Уточнение пожеланий заказчика.
     c) Внесение корректировок и изменений в предлагаемые варианты.
    d) Да, в большинстве случаев, обычно требуется один или несколько вариантов планировки и одна или две корректировки для одного из решений. Но, планировка определяет прежде всего эргономичность и функциональность жилого пространства. Недостатки планировки очень сложно нивелировать на дальнейших этапах. Это либо очень сложно (дорого) либо же просто невозможно. Поэтому процесс выявления и уточнения планировочного решения будет идти ровно до тех пор, пока действительно не будет найден тот вариант, который полностью Вас устроит. И этапы a), b), c) могут повторяться.
    e) Утверждение планировочного решения.

4. Создание концептуального стилевого и цветового решения помещения

    a) Дизайнер подготавливает варианты в виде фотореалистичных изображений с разных ракурсов конструируемых помещений. Обращаю Ваше внимание, что предлагаемые варианты именно концептуальны. Для большинства из представленных на рынке отделочных материалов, элементов интерьера, приборов освещения, моделей бытовой техники нет существующих в фотореалистичном качестве изображений (моделей). По представленным изображениям можно будет увидеть цветовую гамму, стиль, зонирование помещения, разных ракурсы, расположение светильников, но непосредственно сами отделочные материалы, мебель, источники света и прочие элементы интерьера необходимо подбирать уже из тех, что имеются в продаже и соответствуют стилевому и цветовому решению и, естественно, планируемому бюджету.
    b) Обсуждение вариантов решений с заказчиком. Выявление сильных и слабых мест тех или иных решений. Уточнение пожеланий заказчика.
    c) Внесение корректировок и изменений в предлагаемые варианты.

5. Подготовка рабочей документации.

    a) На принятых решениях по этапам 3 и 4, дизайнер подготавливает рабочую документацию. Туда входит: конфигурация и геометрические размеры возводимых межкомнатных перегородок, с размерами дверных проемов, расположение и количество электрических розеток, выводы сантехнических и прочих коммуникаций, количественные и размерные характеристики отделочных материалов, раскладка плитки, и т.д. и т.п. Вся документация передается заказчику.
    b) Заказчик, на основании рабочей документации, получает возможность определить окончательную смету предлагаемого объема строительных работ, закупок материалов определение сроков предполагаемых работ. На этом этапе, внесение изменения в рабочую документацию возможны только в том случае, если они не нарушают планировочного, стилевого и цветового решения помещения. В, любом случае, внесение даже не очень значительных изменений на этой стадии, может привести к тому, что всю работу по созданию дизайна необходимо начинать сначала того этапа, который затрагивается изменениями с соответствующими Вашими расходами времени и финансов.

6. Подбор материалов, мебели, элементов интерьера.

Собственно проектирование дизайна помещения закончилось на предыдущем этапе. Этот этап Заказчик может выполнять как самостоятельно, так и с помощью дизайнера. Участие дизайнера в этом этапе оговаривается отдельно. При Вашей заинтересованности, я с удовольствием помогу Вам реализовать этот этап нашего с Вами общего проекта. Также, в рамках своего опыта, я могу проконсультировать Вас по поводу подрядчиков работ, изготовления нестандартных элементов, цене - качества тех или иных отделочных материалов , и т.д. Мне ведь совсем не безразлично, как будет выглядеть результат моей работы. Практика показывает, что взаимодействие на этом этапе строится по следующим схемам:
    a) Я подбираю возможные варианты из существующих на рынке предложений, а заказчик выбирает из предложенных вариантов. Потом совместный «живой» просмотр. Далее мой поиск предложений по цене, и в случае согласия заказчика, оформление заказа, поставка, проверка комплектации, урегулирование претензий (в случае их возникновения);
     b) Заказчик предлагает ту или иную коллекцию, приемлемую для него по цене и качеству. Мы совместно обсуждаем, соответствует - ли этот выбор концепции проекта, и далее оформление заказа, поставка, проверка комплектации, урегулирование претензий (в случае их возникновения);
    c) Совместное с заказчиком посещение торговых комплексов и выбор на месте приемлемых вариантов (так обычно выбираются обои, паркет, сантехника, электроустановочные изделия). Далее я формирую заказ, ну и т.д.

7. Авторский надзор.

У меня как у дизайнера уже готового проекта есть абсолютное понимание того как должен быть оформлен и выглядеть тот или иной элемент проекта. Но у строителей всегда есть знание как выполнить эту работу максимально эффективно (т.е. быстро и с наименьшими затратами). Как видите, цели дизайнера и цели строителя не совпадают. Именно поэтому и необходим авторский надзор дизайнера при выполнении строительных работ. Обращаю Ваше внимание на то, что это именно авторский надзор дизайнера, а не контроль качества строительных работ (я контролирую, выдержаны ли размеры, правильность раскладки плитки, размещение электрических выводов ну и т.д.). Обычно при авторском надзоре согласовывается либо количество выездов на объект, либо можно оговорить определенную стоимость за весь период строительства или в месяц.